- И вот Юрий Любимов... Кто знает, кто это? Тишина. - И вот Юрий Любимов (пишу на доске), один из крупнейших театральных режиссеров 20 века, который создал один из знаменитейших театров позднесоветского времени... Кто знает, какой? - МХАТ? - Нет. Тишина. - И вот Юрий Любимов, создавший Театр на Таганке (пишу на доске)... - А, это такое древнее здание там стоит? - Ну, я из прошлого века, мне не такое и древнее. И вот Любимов ставит "Гамлета". И делает Гамлетом Высоцкого. - Высоцкого знаем. - И сажает его у стеночки, в свитерке, с гитаркой. И поет Высоцкий стихи, которые Шекспир не писал. Вот вам листочек, на нем четыре стихотворения о Гамлете: Блока, Цветовой, Пастернака, Ахматовой. Ваша задача: вы - Любимов. Какое бы выбрали вы для вашего актера-барда, чтоб тот его на музыку положил и спел в свитерке у стеночки. Крутят тексты, читают, пытаются напевать. Часть класса выбирает... Ахматову. Женский род глаголов их не смущает. Почему б Высоцкому не спеть от лица Офелии? Большинство всё-таки за Пастернака. Не потому что знают (от знания я спасительно охранён), чувствуют. Несколько человек играет в школьном ансамбле - они авторитетно судят о возможности этого текста лечь на музыку. Я киваю, соглашаясь с авторитетным экспертным мнением. Правда, мы без гугла не знаем, кто такие фарисеи, что еще за Авва Отче (может, ансамбль АВВА?) и какую чашу несут мимо - но есть же смартфоны и интернет. Там же находим слово подмостки - потому что максимум, на который способна голова без гугла - это строительные леса... Оказывается - сцена. И актер. И Гамлет. И Христос. Зато они могут почувствовать, как это - прислониться к дверному косяку перед первым шагом в ночь. И я выключаю свет, опускаю шторы, прислоняюсь к косяку - и мы молчим, а потом они описывают мне, что чувствую я сейчас. А потом мы в темноте слушаем Высоцкого и смотрим кусок спектакля со знаменитым занавесом. И пытаемся какими-то словами определить, что значит "Гамлет, сыгранный по-высоцки/ому". Это как? А потом возвращаемся к трем другим стихотворениям - и я им показываю Блока-Гамлета и Офелию-Менделееву и рассказываю об их судьбе. И читаю "Проводила друга до передней" Ахматовой - чтоб передать это ахматовское ощущение "брошена", застыла статуей в момент ухода любимого. И цветаевскую экспрессию по контрасту с Ахматовой - "Вчера еще в глаза глядел"... Пишу и спрашиваю себя: они варвары? Практически ничего не было опознано как существующее в культурной памяти. Пишу и отвечаю себе: нет, нет и нет. Не знают - да. Но впитывпют. Записывают. УзнаЮт. И главное - чувствуют. На лицах много эмоций. И много тишины. И даже кто-то сказал слово катарсис, хоть и не с тем ударением. И смеются, и шутят, и серьезны, когда нужно. Варвары так себя не ведут. Пишу и думаю - как много нами сделано за 40 минут. Хочу сконцентрироваться на этой мысли, а не на фиксации разломов, недостач и отсутствия. Сергей Волков, facebook.com/sergej.lupus